Мар 102011
 

Ильдар Набиуллович Кутыев

Директор по развитию ОАО «ПО «Баррикада» (Группа ЛСР) на примере опыта своей компании доказывает, что сборный метод строительства из железобетонных конструкций не только имеет право на жизнь, но в ряде случаев может быть приоритетным.

Железобетон как строительный материал первоначально стал применяться в монолитном варианте и получил широкое распространение во всем мире. Даже знаменитый изобретатель Т.А.Эдисон в 1908 г. запатентовал метод возведения домов из монолитного бетона в многократно оборачиваемой опалубке. На сегодня накоплен значительный опыт строительства из монолитного железобетона различных зданий, в том числе высотных.

В 30-х годах прошлого века появился сборный железобетон, который позволил заявить о достойной альтернативе монолитному строительству. За сборное строительство выступали крупнейшие авторитеты от архитектуры, в частности, известный французский архитектор Ле Корбюзье.

В нашей стране сборное строительство стало широко применяться после выхода в 1954 году Постановления Правительства СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства». За период с 1960 по 1990 г. была создана крупнейшая в мире база индустриального сборного домостроения. Ежегодный ввод жилья к концу этого периода превзошел 100 млн. м².

Критика в адрес сборного метода строительства из готовых железобетонных элементов начала раздаваться в период «застоя». Дело в том, что к этому времени традиционной стала тенденция тиражирования одних и тех же серий сборных домов по всей стране. В условиях жёсткой экономической системы с напряжёнными планами и контролем их выполнения, одним из важнейших контролирующим требованием было максимальное использование производственных мощностей. Переналадка и модернизация производственных линий по выпуску железобетона была экономически не выгодна, и преподносилось как неправильное управленческое решение. Отсюда и появилось стереотипное мнение, что сборное каркасное строительство из железобетона не может решать никаких архитектурно- эстетических задач.

 

Ситуация изменилась с переходом строительного комплекса на рыночные отношения. Естественное стремление разнообразить архитектурно-строительные решения за счёт форм и методов, породило интерес, прежде всего к монолитному строительству. Эта технология выступал как альтернативная уже поднадоевшему сборному железобетону. К строительному рынку предъявлялись новые требования: существенно улучшить объемно-планировочные решения жилищных и промышленных зданий и предложить потребителю более разнообразное и комфортное жилье. Объективно решает эту задачу на сегодняшний день и монолитный, и сборно-каркасный метод.

Строительство из монолитного бетона целесообразно по индивидуальным проектам зданий и комплексов, выполняющих роль градостроительных и исторических центров городов, а также для зданий комбинированных систем, предусматривающих сочетание монолитных конструкций со сборными, кирпичными и другими на основе сборного железобетонного каркаса. Строительство же на основе сборного железобетонного каркаса целесообразно при комплексной застройке зданиями и домами новых микрорайонов в городах и поселках. А также позволяет решать задачи в рамках масштабных программ, например, правительственной – «Доступное жилье».

Более половины петербургского рынка жилищного домостроения приходится на дома, построенные с использованием монолитного строительства. Что касается каркасной технологии, то на сегодняшний день, по различным оценкам экспертов, её доля оценивается на уровне 4-6% от общего объёма рынка жилищного домостроения. В сегменте строительства объектов коммерческого назначения популярность каркаса из железобетона выше. В сборном исполнении возводятся многоэтажные жилые и административные здания, объекты гражданского, производственного и спортивного назначения. Можно прогнозировать рост популярности каркасного домостроения благодаря технологичности и экономичности данного метода. Поэтому существует вероятность того, что популярность сборного железобетонного каркаса в ближайшее время возрастёт и обеспечит ему до 10 – 15 % доли местного рынка жилищного домостроения.

Для развития каркасной технологии пригодится опыт соседней Финляндии и Швеции, где широко развито и активно применяется домостроение на основе железобетонных элементов высокой степени заводской готовности. Суровый климат затрудняет использование монолитных технологий в зимних условиях. Практичные скандинавы нашли оптимальный выход – использование сборных железобетонных элементов. Причина проста: общемировой рост цен на энергоносители, обуславливает использование технологичного метода, не требующего дополнительных затрат на обогрев. При каркасном методе строительства энергетические затраты в зимний период значительно меньше, чем при монолитной технологии. Сборные конструкции изготавливаются на заводе и при монтаже не нуждаются в дополнительной тепловой обработке. При монолитном домостроении помимо дополнительных затрат электроэнергии на обогрев рабочей зоны появляются затраты на специальные укрывные маты и периодическую очистку опалубки, соответственно, в зимнее время расходы увеличиваются в несколько раз.

Независимость качества монтажных работ от сезона и погодных условий, а также экономия рабочей силы на объектах, обусловили рост популярности каркасному методу при возведении сооружений технического назначения. Для строителей крупных торгово-развлекательных центров, логистических терминалов важно выдержать срок сдачи объекта и, соответственно, время ввода здания в эксплуатацию. Скорость современного каркасного строительства может достигать до 400 м2 в сутки. Качество и прочность каркасно-сборных изделий гарантируется службой ОТК, которая действует на заводе железобетонных изделий. Например, на нашем предприятии предусмотрен пооперационный контроль качества на всех этапах технологического процесса от входного контроля качества сырья до сдачи готовой продукции. Примечателен такой факт: лаборатория предприятия проводит испытания прочности продукции, доводя до полного разрушения на специальном стенде образец из каждой партии новых изделий, изготовленных по индивидуальным требованиям заказчика. Таким образом, прочность конструкции подтверждается не только расчетами, но и натурными испытаниями. В условиях строительной площадки такая проверка качества просто невозможна.

 

Технологии строительства бывают достаточно инертными. Сейчас трудно отойти от уже ставшей привычной монолитной технологии. Однако в условиях, когда растёт спрос на экономичное и практичное жильё возникает необходимость в альтернативе. Панельные дома ассоциируются с массовыми застройками 50-60 гг. прошлого века, хотя и могут быть достойной заменой качественного жилья, построенного по монолитной технологии. Каркасные дома сопоставимы с панельными по скорости возведения, но при этом обеспечивают более комфортные условия проживания за счёт возможности свободной планировки помещения. Уже разработаны технические решения, позволяющие строить жилые каркасные дома с шагом колон до девяти метров, что дало возможность увеличить полезную площадь здания и обеспечило свободную планировку квартир. Для проектировщиков и покупателей квартиры – это безусловное преимущество, так как квартиры площадью до 80 м2. могут не иметь ни одной несущей стены, а соответственно возможна любая перепланировка квартиры. Потребительские ожидания покупателей нового жилья могут быть удовлетворены приобретением индивидуальной, оригинальной квартиры по разумным ценам. Повышение требований покупателей непременно отразится на желании строителей возводить дома по каркасной технологии и увеличивать объёмы строительства за счёт сокращения времени и затрат.

Приведу пример из нашего опыта реализации проекта сборного железобетонного каркаса с реальной экономией средств и времени. В прошлом году ОАО «ПО «Баррикада» осуществило поставки на строительство ТРК «ЛЕТО», один из крупнейших торгово-развлекательных комплексов Санкт-Петербурга. Характеристики объекта впечатляют: площадь участка строительства 17,6 га, общая площадь объекта – 107 761 м2. Первоначальный проект предусматривал возведение здания с использованием монолитной технологии, причём на сооружения каркаса здания требовалось согласно расчётам 9 месяцев. Сократить проектный срок выполнения работ помогли специалисты ГУП «Торгпроект». Проведя расчёты, инженеры–проектировщики предложили выполнить конструкцию здания в варианте сборного железобетонного каркаса. И оказались абсолютно правы. Всего за 5,5 месяцев ОАО «ПО «Баррикада» сумело полностью поставить на строительную площадку все элементы, необходимые для возведения каркаса здания. Были осуществлены поставки длинномерных плит перекрытий, которые также были сделаны в сборном варианте. В итоге, сметная стоимость проекта при его реализации в варианте сборного железобетонного каркаса оказалась почти в полтора раза ниже, чем при использовании монолитной технологии.

 

Если эти преимущества будут применяться и в жилищном строительстве, то застройщики смогут получать, либо дополнительную прибыль, либо мощный ценовой инструмент в конкурентной борьбе за покупателя квадратных метров.

 

 

 

 Posted by at 19:18

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)

Включите изображения, чтобы увидеть вопрос *

Яндекс.Метрика