Мар 102011
 

Бетонные камни мощения – опыт производства, дорожного строительства и эксплуатации в Санкт-Петербурге

Современное предприятие должно не только производить товары, но и обеспечивать покупательскую способность для их потребления. Именно поэтому многие производители камней мощения не только постоянно расширяют ассортимент форм, улучшают качество продукции, обслуживание клиентов и внедряют новые технологии, но и организовывают дочерние строительные компании по выполнению работ по мощению. Действительно, конечная продукция для потребителей искусственных камней мощения – удобные, долговечные, красивые мощеные дороги и площади. С этой позиции важно производить не только качественный камень мощения, но и грамотно выполнять проект, строительные работы и вести эксплуатацию мощеных дорожных покрытий. В Санкт-Петербурге уже накоплен некоторый опыт производства бетонных камней мощения, строительства и эксплуатации дорожных покрытий из них. Представленный в статье материал основан на личном опыте авторов, а так же на публикациях в санкт-петербургской прессе.

 

Производство

 

Санкт-Петербург имеет богатую историю мощения. Мостовые строились в Санкт-Петербурге с начала XVIII века. Первые мостовые были дощатые, в дальнейшем применялись различные способы мощения: дощатое, булыжное, асфальтовое, торцовое, гранитное, металлическое и др. До сих пор при ремонте и реставрации некоторых объектов в центральной части города вскрываются участки старинной мостовой. Например, в 2004 г. при реконструкции Певческого моста через Мойку между внутренними слоями дорожных покрытий обнаружился участок мостовой, вымощенной достаточно редко встречающимся в Петербурге материалом – брусчаткой размером 100х100х200 мм, выполненной из песчаника [см. Cанкт-Петербургский строительный еженедельник. – 14.06.2004. — № 21 (115)]. При замене асфальта у Казанского собора под пятью слоями асфальта находились три слоя булыжной мостовой начала XIX века [см.  Метро. – 31.08.2006. ­– № 153 (1057)].

Современное мощение, как правило, выполняется из искусственного бетонного камня (плитки, брусчатки). Искусственный камень мощения – это бетонный элемент, который может иметь различную форму, цвет и размеры. Основные параметры камней мощения оговариваются в ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия» и ТУ 5746-001-33157194-97 «Камни искусственные покрытий дорог». Толщина камней мощения по действующим нормативам должна быть не менее 60 мм, площадь опорной поверхности – не более 0,05 м2, длина – не более 28 и 30 см соответственно для прямоугольных в плане и фигурных камней. Основные технические характеристики выпускаемых бетонных плиток: прочность на сжатие – М 300…400; морозостойкость – F 200; истираемость – 0,7 г/см2. В Руководстве по конструкциям, технологии устройства и требованиям к дорожным покрытиям из искусственных камней в Санкт-Петербурге [см. Руководство по конструкциям, технологии устройства и требованиям к дорожным покрытиям из искусственных камней в Санкт-Петербурге. – СПб.: Мэрия СПб. – 1996] представлены возможные формы камней мощения: прямоугольные, квадратные, шестиугольные и криволинейной формы. Камни мощения – долговечный и прочный строительный материал. Так, плитка толщиной 80 мм может применяться на въездах, рассчитанных на движение автомобилей с нагрузкой на ось до 6 тонн. Для территорий с повышенными нагрузками следует применять камень толщиной 100–120 мм. Производство таких камней особенно актуально в настоящее время, когда интенсивно идет строительство складских терминалов в зоне кольцевой автомобильной дороги, реконструкция и строительство портов. Искусственные камни мощения могут быть с успехом использованы не только в дорожном строительстве, но и в благоустройстве: при устройстве ступеней лестниц, оформлении элементов малых архитектурных форм – цветочных клумб и подпорных стенок.

Директор по маркетингу системы предприятий строительной индустрии «МЕЛИКОНПОЛАР» Вячеслав Засухин на конференции «Дорожные одежды: актуальные проблемы и пути их решения», которая проходила 7 сентября 2005 г. в особняке Нейдгарда, огласил некоторые статистические данные, характеризующие современное состояние рынка искусственных камней мощения. В частности, он сообщил: «Объем мощения в нашем регионе составляет 850 000 м2 в год, а мощности производителей – 3 млн. м2; производство тротуарной плитки на душу населения в Петербурге составляет 0,12 м2 в год, тогда как в Нидерландах – 1,2 м2 (в 10 раз больше), а в Германии – 2,25 м2 (в 20 раз больше)».

Серийный выпуск вибропрессованной тротуарной плитки был освоен в 1994 г. фирмой «БИК». В середине 90-х годов производство плитки было начато на ЗАО «Полар», ЗАО «Экспериментальный завод» и ЗАО «Метробетон». В 2004 г. на ОАО «Ленстройдеталь» было налажено производство камней мощения на немецкой автоматизированной линии «HESS». В 2005 г. на рынок вышли компании «Пикник» и ПГ «Cтройкомплект». В общей сложности производством камней мощения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области занимаются несколько десятков компаний и с каждым годом их число растет.

К сожалению, не все производители уделяют внимание качеству изделий, тем более, что в сезон дорожных работ и благоустройства (май-сентябрь) спрос иногда превышает предложение. Обеспечение качества производства – комплексная задача, зависящая от многих факторов: оборудования, оснастки, производственного процесса, инертных материалов и др. Богдан Астрецов, управляющий фирмой «Рокфильд», выпускающей камень мощения по технологии вибролитья, так рассказывает о недобросовестных производителях [см. Поэзия брусчатых мостовых. // Мир коттеджей –2005. – № 9]: «Пластиковые формочки для производства тротуарной плитки бывают разные. Бывают польские, бывают московские. Но их всех объединяет одно: они изготовлены из переработанного полипропилена, который быстро деформируется и после трех циклов производства плитки с ним нужно безжалостно расставаться. Однако многие фирмы не хотят выбрасывать формы и будут “добивать” их до конца, пока материал окончательно не растянется. А это значит, что края готовой тротуарной плитки будут деформированы и их невозможно будет стыковать при укладке». Действительно, вопросы качества остаются на совести производителей. В ТУ 5746-001-33157194-97 «Камни искусственные покрытий дорог» в разделе «Правила приемки» указывается: «Независимо от методики приемосдаточных испытаний изготовитель обязан гарантировать, что каждый искусственный камень, переданный им потребителю, отвечает требованиям, установленным в настоящих ТУ». Контроль качества изделий на объекте строительства непосредственно перед укладкой в покрытие – задача практически невыполнимая, так как отсутствует нормативная методика оперативного контроля технических характеристик камней мощения.

Дорожное строительство

В свое время значительным шагом вперед по благоустройству территорий стало применение для дорожного покрытия бетонных камней мощения. Сегодня камни мощения в основном серого цвета стали распространенным явлением на тротуарах и дорогах нашего города. Однако и они, применяемые в большом количестве в качестве дорожного покрытия, формируют типовую среду: мощение несет преимущественно практическую функцию, обеспечивая движение транспорта, подъезды и подходы к зданиям и сооружениям, водоотвод. Тем самым в полной мере весь потенциал материала – использование различных цветов и форм камней для создания оригинальных, неповторимых рисунков дорожного покрытия – полностью не раскрывается. Алла Сычева и Валентина Ционская в статье «Декоративный бетон – новое слово в городском и ландшафтном дизайне» [см. Cтроительство и недвижимость] пишут: «Подсчитано, что при ходьбе более 30 % времени человек смотрит себе под ноги и ему не безразличен характер (рисунок, цвет) покрытия тротуаров и дорожек. Это важно и потому, что поверхность земли воспринимается не только с уровня глаз человека, но и со многих других видовых точек: из окон и лоджий зданий, c плоских крыш, эстакад. Для пешеходов важны удобство и информативность покрытий. Фактурой, цветом, рисунком покрытия облегчается ориентация в пространстве – обозначаются переходы, стоянки, остановки, зоны отдыха, торговли и т. д.».

Почему же тогда проектировщики и строители отдают предпочтение камню серого цвета, а у производителей – это самый востребованный вид продукции? Причины – его стоимость и действующая в Санкт-Петербурге конкурсная (тендерная) система на строительство и реконструкцию объектов благоустройства «Городской заказ». Стоимость камня мощения серого цвета составляет от 350 руб/м2, цветного – на 15…30 % дороже. По системе «Городской заказ» камень мощения закупается в организации, выигравшей в конкурсе не из-за эстетических характеристик камня, а, главным образом, из-за его цены.

Вот как описываются выступления участников круглого стола на тему «Дорожные одежды: актуальные проблемы и пути их решения» в одном из петербуржских журнале. «Валерий Нефедов (директор ГАСУ) считает, что при всем богатстве фактур и цвета, которые предлагает тротуарная плитка, ее потенциал не используется полностью: “……очень много серой плитки, не выделены различные зоны (например, зоны движения транспорта), отсутствуют велосипедные дорожки”. По мнению профессора Нефедова, это происходит в результате того, что для заказчиков сегодняшняя экономия важнее долгосрочных перспектив. Вице-губернатор Александр Вахмистров высказал обеспокоенность в связи со сложившейся ситуацией, когда при проведении тендеров предпочтение в первую очередь отдается подрядчику, предложившему минимальную цену. В результате в погоне за минимизацией расходов страдает качество проводимых работ, используются технологии и материалы с меньшим сроком службы. В дальнейшем это сводит на нет всю экономию».

Современная технология производства позволяет изготавливать камни мощения разнообразных цветов с различными вариантами лицевого слоя: гладким или фактурным (размытым). В первом варианте лицевой слой выполняется только из песчано-цементной смеси, а во втором варианте – с включением заполнителя (рис. 1). Производство фактурных камней было налажено в 2004 г. на ОАО «Ленстройдеталь». В качестве заполнителя могут применяться такие материалы, как крошка, щебень из природного камня и гравия. На заключительной стадии производства декоративный заполнитель лицевого слоя освобождается от цементной оболочки посредством воздействия факела воды под высоким давлением. Происходит процесс размыва (рис. 2). Размыв – один из способов механической обработки бетонных изделий, придающий их поверхности декоративный вид и улучшающий эксплуатационные качества. По сравнению с традиционно выпускаемыми камнями, камни с размывом обладают большей прочностью и износостойкостью, имеют выразительную декоративную поверхность. Помимо размыва за рубежом и уже в отечественной практике используется дробеструйная обработка, шлифование и фрезерование. Дорожное покрытие с использованием фактурных камней мощения уже можно увидеть на некоторых тротуарах города (рис. 3).

В первые годы возрождения мощеных дорожных покрытий (середина 90-х годов) вскрылись недочеты, допущенные при их строительстве и проектировании. Одна из проблем, которая остается актуальной до сих пор – гидроизоляция подземных частей зданий.

Дорожное покрытие из искусственных камней мощения –в отличие от асфальтобетонного – за счет большого количества швов пропускает воду в основание. В первое время строительства мощеных тротуаров это обстоятельство никак не учитывалось. Тротуарное покрытие, например, Литейного проспекта и улицы Восстания выполнено без каких-либо мер по гидроизоляции зданий.

Газета «Метро» (№ 45 (486), 2003 г.), публикует статью «Куда плитка провалилась». В ней пишется: «В Петербурге широко распространена укладка плиточного мощения без изоляции фундаментов. По мнению генерального директора НПО “Наука–строительству” Станислава Подпального, это способствует увлажнению стен зданий и подтоплению фундаментов». Главный специалист КГИОП (Комитета по государственному контролю, охране и использованию памятников истории и культуры), Л. Ю. Воронцова в статье «Вечная проблема Санкт-Петербурга. Гидроизоляция зданий исторического центра» [см. Промышленно-строительное обозрение. – 2002, июль) говорит: «Впоследствии было принято половинчатое решение: выполнять гидроизоляцию не фундаментов зданий, а только строительных котлованов под плиточное мощение глубиной 70 см. При этом уплотненному дну котлована придается отрицательный уклон от стен здания, к фундаменту приклеивается рулонная вертикальная гидроизоляция, которая заводится на 1–1,5 м на дно котлована, а поверх устраивается основание под мощение. Таким образом хоть как-то вода, дренирующая через подстилающие слои песка и щебня, отводится от фундамента. Это решение справедливо критикуется многими гео- и гидротехниками, однако никаких более подходящих в данной ситуации предложений мы не имеем. Укладка плиточного мощения вместо нелюбимого всеми асфальтобетонного покрытия, при всех своих дефектах все же отводившего определенную часть ливневых вод, способствует увлажнению стен зданий ниже уровня покрытия».

В Руководстве по конструкциям, технологии устройства и требованиям к дорожным покрытиям из искусственных камней в Санкт-Петербурге (п. 1.2.6) указываются специальные меры по водоотводу: «На тротуарах, примыкающих к зданиям, имеющим историческую ценность, следует предусматривать специальную полосу вдоль фундамента, в котором швы должны быть заполнены гидроизолирующим материалом или цементным раствором… При этом конструкция дорожной одежды должна включать дренирующую или водоотводящую прослойку под монтажным слоем». На практике строительства заполнение швов гидроизолирующим материалом не производится (это очень трудоемкая операция) и вода, дренирующая через швы плитки, негативно влияет на стены фундамента ниже уровня дорожного покрытия.

По действующим нормативам, при приемке работ по устройству дорожного покрытия из искусственных камней мощения контролируются швы, поперечный уклон, ровность и высотное положение камней (уступы между двумя соседними камнями). Величина вертикального уступа между двумя соседними камнями (СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий» (пп. 3.23, 3.25) и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги») не должна превышать 2 мм. Авторами были проанализированы влияние допусков камней мощения на величину вертикальных уступов [см. Популярное бетоноведение. – 2005. – № 6 (8)]. Техническими условиями, действующими в Санкт-Петербурге, ТУ 5746-001-33157194-97 «Камни искусственные покрытий дорог» установлены допуски по толщине искусственных камней мощения: до 80 мм – 3 мм; для камней 80 и более мм – 5 мм. Предельное отклонение ровности песчаного основания при проверке двухметровой рейкой – 5 мм. По результатам анализа уравнения для установления ровности сборного дорожного покрытия следует, что при существующих допусках основания и толщине камней мощения только в 4-х случаях из 16(!) не требуется перекладка покрытия. Это свидетельствует о том, что или нормативы по вертикальным уступам между соседними камнями завышены или, наоборот, необходимо ужесточение допусков по ровности основания и толщине камней. В любом случае, формальное соблюдение действующих в настоящее время допусков по вертикальным уступам практически невозможно.

 

Эксплуатация

В период с 1997 по 2006 гг. в центральной части города было открыто несколько пешеходных зон. К сожалению, при проектировании не все вопросы функциональности таких территорий были предусмотрены. Например, остался непродуманным вопрос парковки и проезда автотранспорта, принадлежащего жильцам близлежащих домов и обслуживающего магазины, офисы или кафе. Многие пешеходные зоны сегодня, вопреки задумке, практически открыты для движения автотранспорта. В газете «Cанкт-Петербургский курьер» (№ 21, 25.05-31.05.2006) в статье «И пройти, и проехать» пишется: «Хотя официально ставить машины здесь можно только рядом с больницей, вся Малая Конюшенная нынче, увы, одна большая парковка». Газета «АиФ–ПЕТЕРБУРГ» (№ 14, 2006 г.) публикует статью «Прогуливаться опасно для жизни. Пешеходам здесь не место?». «Теперь, если вы давно не были на Малой Конюшенной, то ее не узнаете: она превращена в стоянку автомобилей. Пешеходы с риском для жизни вынуждены среди них лавировать!», – так описывается сложившаяся ситуация корреспондентом этой газеты. Естественно, что не все петербуржцы довольны вымощенными пешеходными пространствами. Газета «Мой район. Выборгский» (№ 161, 14.04.2006) публикует письмо жительницы Московского района Марины Бережной о пешеходных зонах: «Я живу в пешеходной зоне у метро “Московская” (пешеходная зона на Большой Московской улице – прим. автора) третий год. После того как территория стала пешеходной, ее перестали убирать. До тех пор, пока жильцы самовольно не отодвинули бетонные заграждения, к жилым парадным не могла подъехать “скорая”, люди оказались заложниками красивого городского проекта. ……на Алтайской улице полно припаркованных автомобилей…. В период проектирования таких зон упустили из виду, что в окрестных домах живут люди со своими “смешными” потребностями».

Обратим внимание, что основной материал дорожного покрытия пешеходных зон – бетонный камень мощения. Камень толщиной 80 мм не рассчитан на систематическое движение автотранспорта, а толщиной 60 мм – и вовсе не предназначен для его движения. Теперь из-за недочетов, допущенных при проектировании, большинство пешеходных зон постепенно превращается в парковки автомобилей, что негативно сказывается на эксплуатационных показателях камней мощения. Это одна из причин, по которой уже в 2007 г. пешеходную зону на Малой Конюшенной улице закроют на ремонт (а ведь ее открытие состоялось в 1997 году).

К сожалению, многие горожане негативно относятся к мощению. В прессе периодически появляются статьи о неудобстве ходьбы по таким покрытиям. Одной из задач производителей плитки является уменьшение этой категории граждан. Например, газета «Метро» (четверг, 7.09.2006) публикует статью под интересным названием «Хор пожалуется на каблуки и сантехников». Вот одна из жалоб участницы этого неординарного проекта: «Правда, есть и очень забавные жалобы. Например, 32-летняя женщина рассказала, что ее жизнь была бы прекрасна, если бы не каблуки: любит она очень тонкую шпильку, но Петербург не подготовлен к ее любви. И застревают ее изысканные каблуки на эскалаторах в метро, на мостовых и в резиновых ковриках на входах в метро». Для специалиста причина такого неудобства понятна – швы между камнями, ширина которых составляет 3–5 мм, не полностью (или не на всю высоту) заполнены песком или пескоцементом. Алина Тулякова в статье «Пешком, на санках и в пролетке» («Вечерний Петербург», вторник, 22.03.2005) пишет: «Еще одна вещь, о которой никто не думает, – уничтожение асфальтовых тротуаров. С ними исчезает целый пласт городского детства: рисунки на асфальте и игра в “классики”. Разве можно рисовать на плитках по ним и ходить не всегда удобно…..а как прыгать с биткой?».

На дорожном покрытии из искусственных камней мощения не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России даже происходят травматические случаи. Cцепные свойства лицевой поверхности камней мощения в России, в отличие от зарубежных стран, не нормируются. Профессор Евгений Шмитько, заведующий кафедрой технологии строительных изделий Воронежской государственной архитектурно-строительной академии говорит: «В нашем городе улицы мостятся двумя видами плитки. Одна – цементно-песчаная, изготовленная прессованием. Она не скользкая. Другая –фигурная, литая в пластиковых формах. Она практически не пропускает влагу и в мороз заледеневает. Но именно эта плитка пользуется повышенным спросом у наших строительных организаций – просто потому, что выглядит симпатичнее. На мой взгляд, лучшим вариантом для покрытия улиц является асфальт высокого качества». Если сравнивать камень с гладкой и фактурной лицевой поверхностью, то наилучшими сцепными свойствами обладает последний. Его предпочтительно использовать на пешеходных зонах с большой интенсивностью движения, на участках дорог и площадей с выраженным уклоном рельефа.

Дорожные покрытия из камней мощения, требуют более тщательного ухода, чем например, асфальтобетонные. Во избежание разрушения декоративного слоя камня и его лицевой поверхности не рекомендуется использовать для уборки инструменты с металлической рабочей поверхностью, а также средства, содержащие техническую соль. Эти правила осложняют уборку таких покрытий эксплуатирующими организациями. Газета «АиФ–ПЕТЕРБУРГ» (№ 6 (651), февраль 2006 г.) публикует статью «Поскользнуться в центре? Раз плюнуть!». О сложившейся ситуации в ней рассказывает дворник дядя Леша, работающий в Центральном районе почти 15 лет: «Асфальт было проще убирать. Когда чистишь мощеный тротуар, как следует ломом размахнуться опасаешься, да и лопатой по асфальту сподручней скрести, чем по плитке. Кроме того, к плитке лед как-то особенно крепко примерзает». Автор статьи добавляет: «Гранитная плитка, которая красиво выглядит летом, зимой превращается в ледяное убожество. Долбить наледь ломами дворники опасаются и щедро посыпают ее солью. Чуть протаявшая и перемешанная ногами прохожих, она превращается в еще более удручающие ледяные надолбы”.

На заседании Городского штаба благоустройства 2 февраля 2006 г. обсуждался вопрос «О зимнем содержании районов исторического центра Санкт-Петербурга». Зима для городских коммунальных служб – самая напряженная пора. Уборка улиц от снега и очистка ото льда – процесс весьма трудоемкий, требующий значительных затрат времени и средств. Пешеходная зона на Малой Садовой улице – первая и пока единственная в городе оборудована тротуарами с подогревом. Шведская система подогрева МELTAWAY WIRSBO представляет собой трубы, монтируемые в основание дорожной одежды по которым циркулирует горячая вода и незамерзающая жидкость. Такое решение значительно облегчает уборку улицы в зимнее время. Система снеготаяния подогревает мощеное покрытие дороги, снег и лед тают, а талая вода затем стекает в канализацию. В результате сокращается ручной труд дворников, не нужно организовывать посыпание тротуаров песком с солью, вывозить снег. Отсутствие механического воздействия на дорожное покрытие позволяет увеличить срок его службы. Положительный эффект достигается также от снижения аварийности и травматизма [см. Красная Линия. – 2005 – № 4].

Городскими властями постепенно формируется парк специальной техники, предназначенной для уборки узких тротуаров в центре города. В 2005 г. компанией «Балтийский лизинг» осуществлена поставка коммунальной техники для уборки городских улиц финской фирмы VILAKONE OY. Техника оборудована различными щетками, совками, пылесосами и прочими приспособлениями, позволяющими производить уборочные работы как в летнее, так и в зимнее время [см. Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. – декабрь 2005. – № 82].

Общая задача производителей камней мощения, проектировщиков и строителей – сделать так, чтобы человек во время ходьбы по дорожному покрытию не наблюдал серый бесформенный асфальт, а с удовольствием смотрел под ноги, как можно меньше думая о том, как не упасть и не получить травму. Для этого следует учитывать уже имеющийся опыт строительства и эксплуатации дорожных покрытий из искусственных камней мощения, внедрять новые технологии, совершенствовать нормативно-методическую базу их расчета.

 

Ю. Б. Костиков

канд. техн. наук, директор по развитию проекта «Hess» ОАО «Ленстройдеталь»

 

А. А. Шестопалов

докт. техн. наук, профессор Санкт-Петербургского  государственного политехнического университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 Posted by at 19:31

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)

Включите изображения, чтобы увидеть вопрос *

Яндекс.Метрика